Бурно развивающийся рынок систем спутникового мониторинга предлагает различные средства для достижения по большому счету единственной цели – сокращения расходов на содержание парка транспортных средств. По признанию многих пользователей подобных систем, наибольшая экономия достигается при использовании системы GPS слежения, которая так же контролирует количество топлива, которое потребляет автомобиль.
Существует несколько вариантов контроля расхода топлива. О них и хотелось бы рассказать подробнее. Эти методы различаются по самой идее, трудоемкости установки оборудования, ценовой категории.
Расчетный метод
Самый дешевый и простой вариант, не требующий установки дополнительного оборудования к топливной системе автомобиля. Информация о расходе топлива автомобиля на 100 км берется из технической документации. Умножив данное число на пробег, полученный при помощи GPS мониторинга, получим количество израсходованного топлива.
Главным недостатком является очень низкая точность данного способа. Ведь расход топлива зависит от множества факторов (техническое состояние, дорожное покрытие, стиль вождения, загруженность и др.), которые при таком подходе не учитываются.
GPS терминал позволит отследить «левые» рейсы и отличные от заданных маршруты. Однако сливы и заправки, которые могли иметь место, не могут быть учтены.
CAN-шина
Интерфейс CAN присутствует в каждом современном автомобиле, к нему подключаются штатные датчики и механизмы авто, в том числе топливный. Этот датчик можно подключить к системе GPS слежения, и все данные о расходе топлива будут приходить в режиме онлайн на сервер.
Плюсы и минусы такие же, как и при расчетном методе. Погрешность будет меньше, но все равно неприемлемой (до 25%).
Датчик расхода топлива
Чтобы установить датчик расхода топлива, нужно «врезаться» в топливную систему автомобиля. Потребляемое двигателем топливо проходит через регистрирующий прибор, таким образом мы узнаем количество потребленного топлива. Чтобы контролировать топливо с «обратки», нужно устанавливать сразу два датчика на автомобиль, что существенно удорожает внедрение системы учета расхода топлива.
Плюс к этому в последнее время многие пользователи негативно относятся к таким датчикам из-за технических проблем. Датчик содержит в себе подвижные части, что приводит к быстрому износу и выходу его из строя. Поскольку он подключен к топливной системе, то поломка приведет к проблемам со всем автомобилем.
Если датчик расхода топлива периодически не чистить, то точность измерений стремительно падает, а он сам оказывает влияние на мощность автомобиля.
Датчик уровня топлива
Датчик представляет собой небольшого диаметра трубку, которую погружают в бак. Уровень выходного сигнала от датчика зависит от глубины, на которую он погружен. Погрешность от реального значения составляет не более 2%.
Датчик уровня топлива не имеет движущихся частей, соответственно почти не изнашивается, а погрешность измерений не возрастает со временем. Датчик устанавливается непосредственно в топливный бак, но никак не связан с топливной системой. Если он выйдет из строя, то это никак не скажется на работе автомобиля.
Подключение датчика уровня топлива к GPS контроллеру позволяет контролировать количество топлива в баке в режиме реального времени. А это значит видеть место, время и объем всех сливов и заправок.
Заключение
Как видно, в каждом способе контроля топлива есть свои преимущества и недостатки. Невозможно найти универсальный вариант. Поэтому провайдер услуг спутникового мониторинга должен подобрать способ контролировать топливо для каждого клиента отдельно – оптимальный с точки зрения конечной стоимости и результата.